Тахограф — это контрольный бортовой регистрирующий прибор в составе транспортного средства, предназначенный для контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.
Главная цель внедрения тахографов на пассажирском транспорте - увеличение безопасности пассажирских перевозок, в первую очередь за счет контроля режима работы водителя, соблюдения скоростного режима, быстрого реагирования при ДТП и в иных нештатных ситуациях. Муниципалитеты также получат возможность контролировать соблюдение перевозчиками полученных лицензий, что необходимо для нормальной организации пассажирских перевозок и управления транспортной ситуацией в городах.
Информационное видео: Тахографы установленные на автобусы, Тахографы установленные на бензовозы
24 февраля 2014 года Министерством юстиции РФ зарегистрированы следующие приказы Министерства транспорта РФ: - от 21 августа 2013 года № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (рег. номер 31407) - от 12 декабря 2013 года № 470 «О внесении изменений в Приказ Министерства транспорта РФ от 13.02.2013 года № 36» (рег. номер 31406).
Утвержденные документы содержат требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Установка цифровых тахографов с блоками СКЗИ обязательна для всех категорий транспорта, перечисленных в Приказе, однако оснащение транспортных средств и ввод системы штрафов будет происходить в несколько этапов.
Статистика показывает, что максимальный ущерб приносят аварии с участием коммерческого транспорта, а основными причинами таких аварий является усталость водителя или превышение максимальной скорости движения, допустимой для данного типа транспортного средства.
Применение тахографов решают следующие задачи
Цифровой тахограф внешне похож на радиомагнитолу. Информация в тахограф поступает с кодированного датчика скорости установленного на коробке передач. При повороте ключа зажигания тахограф активируется. После установки карты водителя в картоприемник тахограф начинает регистрировать данные о режимах труда и отдыха водителя. При движении транспортного средства – регистрировать скоростные режимы и пробег. Данные поступающие с датчика скорости (при необходимости) транслируются на спидометр или в контроллер управления транспортного средства.Запись всей информации идет в память тахографа и на цифровую карту водителя, напоминающую банковскую. В дальнейшем данные выгружаются с карточки водителя (каждые 28 дней) и с тахографа (каждые 56 дней). Выгрузка данных происходит с помощь загружиков. Данные должны храниться у перевозчика в течении 1 года.
Контроль данных так же можно осуществить по средствам распечатки отчетов (чековой ленты) из памяти тахографа и карты водителя.
Российский цифровой тахограф идентичен по своему исполнению и функциям европейским цифровым тахографам.
Отличительной особенностью Российских тахографов является расширенная возможность регистрации движения транспортного средства. Кроме данных с датчика скорости тахограф получает (и передает) данные с встроенного модуля ГЛОНАСС/GPS, встроенного акселерометра и датчика ABS (при необходимости). Запись всей информации идет в память тахографа и на карту воителя только Российского образца.
Для работы с цифровыми тахографами используются специальные пластиковые чиповые карты, которые осуществляют следующие функции: